УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «22» октября 2013 г. № 571н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Специалист по социальной работе
3 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения |
|
03.001 |
||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
||||||
Оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки |
||||||
Группа занятий: |
||||||
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
3460 |
Социальные работники |
|||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
|
|
|||
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
||||||
75.12 |
Государственное управление социальными программами |
|||||
75.30 |
Деятельность в области обязательного социального обеспечения |
|||||
85.3 |
Предоставление социальных услуг |
|||||
(код ОКВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
|||||
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|||||
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
Наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения |
6 |
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
А/01.6 |
6 |
Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения |
А/02.6 |
||||
Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности |
А/03.6 |
||||
В |
Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки |
7 |
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки |
В/01.7 |
7 |
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки |
В/02.7 |
||||
Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки |
В/03.7 |
||||
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения |
В/04.7 |
- III.Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Специалист по социальной работе
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие медицинских противопоказаний[3] |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||||||||||||||
ОКЗ |
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||||||||||||||||||||||||||||||
3460 |
Социальные работники |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ОКСО[4] |
040101 |
Социальная работа |
||||||||||||||||||||||||||||||
040100 |
Социальная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.1. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Организация первичного приема граждан |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять социальное консультирование |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фиксировать полученную от гражданина информацию |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Хранить и обрабатывать персональные данные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные направления политики социальной защиты населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы диагностики трудной жизненной ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.2. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Теория социальной работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Технология социальной работы и условия их применения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Российский и зарубежный опыт практической социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные типы проблем, возникающих у граждан – получателей социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные формы и виды социального обслуживания |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфраструктура реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление и оценка личностных ресурсов граждан–получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан–получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивировать граждан – получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Основные направления политики в сфере социальной защиты населения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Регламенты ведения документации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан – получателей социальных услуг и решения его социальных проблем |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Регламент межведомственного взаимодействия |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы валеологии, социальной медицины |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономические основы социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Правовые основы социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология личности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Возрастная психология |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Функции и технологии деятельности службы занятости населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория социальной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Обобщенная трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Деятельность по планированию, организации и контролю за предоставлением социальных услуг и мер социальной поддержки |
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Специалист по социальной работе, Заведующий отделением (отделом) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
3 года |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие медицинских противопоказаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||||||||||||||
ОКЗ |
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
||||||||||||||||||||||||||||||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ОКСО |
040101 |
Социальная работа |
||||||||||||||||||||||||||||||
040100 |
Социальная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки |
Код |
В/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Проведение мониторинга социальной ситуации на обслуживаемой территории для использования при составлении прогноза развития социального обслуживания и социальной поддержки |
|||||||||
Проведение анализа, обобщения и оценки достоверности полученной в процессе мониторинга информации |
||||||||||
Разработка предложений по рационализации, автоматизации и модернизации средств и технологий социального обслуживания на индивидуальном и групповом уровнях |
||||||||||
|
Подготовка предложений в рамках разработки социальных программ и проектов, направленных на повышение эффективности социального обслуживания населения на индивидуальном, групповом и средовом уровнях |
|||||||||
Необходимые умения |
Определять цель мониторинга социальной ситуации на обслуживаемой территории |
|||||||||
Определять индикаторы состояния социальной ситуации |
||||||||||
Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации |
||||||||||
Использовать результаты мониторинга в определении целей социального обслуживания населения |
||||||||||
Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации |
||||||||||
Оценивать достоверность информации, полученной в ходе мониторинга и из других источников |
||||||||||
Разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки |
||||||||||
Анализировать применимость существующих социальных технологий для реализации социального проекта (программы) |
||||||||||
Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания |
||||||||||
Проводить экспертизу социального проекта (программы) |
||||||||||
Использовать основные методы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в сети Интернет |
||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||
Необходимые знания |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования |
|||||||||
Сущность и особенности проявления конфликтогенных процессов, ситуаций социального риска |
||||||||||
Методы и технологии управления социальными рисками |
||||||||||
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания |
||||||||||
Принципы оценки достоверности социальной информации |
||||||||||
Основы стандартизации и количественной оценки качества предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения |
||||||||||
Основные направления политики социальной защиты населения |
||||||||||
Технологии социальной работы с различными группами населения |
||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||
3.2.2. Трудовая функция |
||||||||||||||||||
Наименование |
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Трудовые действия |
Определение плановых целей и задач подразделения (группы специалистов) и отдельных специалистов по социальной работе |
|||||||||||||||||
Определение ресурсов, необходимых для реализации социального обслуживания и социальной поддержки, ответственных исполнителей |
||||||||||||||||||
Определение объема работы сотрудников подразделения (группы специалистов) и распределять задания между ними |
||||||||||||||||||
Координация деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач |
||||||||||||||||||
Мотивация сотрудников на выполнение поставленных задач |
||||||||||||||||||
Контроль выполнения плановых целей и деятельность специалистов |
||||||||||||||||||
Анализ работы подразделения (группы специалистов) |
||||||||||||||||||
Осуществление мероприятий по повышению квалификации сотрудников подразделения |
||||||||||||||||||
Осуществление супервизии как индивидуального кураторства, направленного на выявление и решение проблем при вхождении в должность и осуществлении профессиональной деятельности специалистов подразделения, профилактику профессиональной деформации и выгорания |
||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Планировать работу подразделения социальной службы в составе организации |
|||||||||||||||||
Формулировать цели, задачи, определять обязанности и трудовые действия специалистов по социальной работе, реализующих социальный проект |
||||||||||||||||||
Организовывать взаимодействие специалистов в процессе реализации социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||
Использовать инструменты межличностных коммуникаций |
||||||||||||||||||
Урегулировать конфликты, владеть навыками медиации в социальной сфере |
||||||||||||||||||
Использовать инструментарий выявления потребностей конкретного сотрудника с целью определения его профессионального потенциала |
||||||||||||||||||
Владеть основными методами супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов |
||||||||||||||||||
Определять стимулирующие факторы профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать систему стимулирования эффективной профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Основы социального управления |
|||||||||||||||||
Цели, принципы и технологии управления персоналом |
||||||||||||||||||
Технологии социальной работы |
||||||||||||||||||
Теория социальной работы |
||||||||||||||||||
Основы конфликтологии и медиации |
||||||||||||||||||
|
Психология и социология личности и группы |
|||||||||||||||||
Психологические и социологические методы исследования |
||||||||||||||||||
Психология и социология управления |
||||||||||||||||||
Принципы, виды, методы и технологии супервизии |
||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||
Наименование |
Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки |
Код |
В/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Трудовые действия |
Выявление и измерение показателей качества социального обслуживания и мер социальной поддержки |
|||||||||||||||||
Оценка качества социального обслуживания |
||||||||||||||||||
Выявление и измерение показателей эффективности социального обслуживания |
||||||||||||||||||
Оценка эффективности социального обслуживания и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Разрабатывать критерии качества предоставляемых услуг и мер социальной поддержки |
|||||||||||||||||
Анализировать и оценивать процесс и результаты реализации социальных услуг и социальной поддержки на индивидуальном уровне |
||||||||||||||||||
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||
Анализировать результаты оказания социальных услуг на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне социальных групп |
||||||||||||||||||
Представлять результаты профессиональной деятельности в виде качественных и количественных данных |
||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг |
|||||||||||||||||
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания |
||||||||||||||||||
Методы количественной оценки качества предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||
Принципы и правила проведения опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки |
||||||||||||||||||
Социальные процессы, происходящие в обществе, их возможные негативные последствия, конфликтогенные процессы, ситуации социального риска |
||||||||||||||||||
Способы и возможности использования данных социологических опросов, статистики, анализировать отчетность учреждений и организаций |
||||||||||||||||||
Методы обработки данных эмпирических исследований, предоставления их в числовой, табличной, графической и т.п. форме |
||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||
3.2.4. Трудовая функция |
||||||||||||||||||
Наименование |
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения |
Код |
В/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Трудовые действия |
Подготовка предложений по повышению эффективности реализации социальной политики на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитета, учреждения |
|||||||||||||||||
Подготовка предложений при разработке и реализации социальных программ и проектов |
||||||||||||||||||
Организация мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки гражданам |
||||||||||||||||||
Использование потенциала средств массовой информации и социальных сетей для привлечения внимания общества к актуальным социальным проблемам, информирования о направлениях реализации и перспективах развития социальной работы |
||||||||||||||||||
Участие в организации рекламы социальных услуг и информационном обеспечении их развития и распространения |
||||||||||||||||||
Применение маркетинговых технологий с целью формирования спроса и обеспечения адекватного предложения социальных услуг |
||||||||||||||||||
Проведение работы по продвижению и популяризации позитивного опыта организации социального обслуживания и социальной поддержки населения путем подготовки информации для средств массовой информации и взаимодействия с общественностью |
||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Обобщать и систематизировать передовой российский опыт реализации социального обслуживания и мер социальной поддержки |
|||||||||||||||||
Проводить сравнительный анализ российского и зарубежного опыта социальной работы, социального обслуживания и социальной поддержки населения |
||||||||||||||||||
Адаптировать эффективный зарубежный опыт к российским условиям его применения |
||||||||||||||||||
Использовать данные социологических опросов, статистики, анализировать отчетность учреждений и организаций |
||||||||||||||||||
Подготавливать информацию в виде буклетов, брошюр, статей, сообщений для средств массовой информации и социальных сетей |
||||||||||||||||||
Взаимодействовать со средствами массовой информации, как научного, так и общественно-популярного плана, для привлечения внимания общественности к социальным проблемам общества, организации рекламы социальных услуг |
||||||||||||||||||
Разрабатывать рекламно-информационные материалы по актуальным социальным проблемам населения, социальным рискам и угрозам, способным негативно повлиять на условия жизнедеятельности граждан, а также о видах, формах и субъектах реализации социальных услуг |
||||||||||||||||||
Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания граждан–получателей социальных услуг с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, и их учредителями, а также благотворительными и религиозными объединениями общественными организациями |
||||||||||||||||||
Содействовать созданию клубов, объединений, групп взаимопомощи, способствующих объединению семей и отдельных граждан с целью оказания помощи в решении их социальных проблем |
||||||||||||||||||
Использовать способы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||||||||||
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции |
||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Региональные особенности социального развития, социальной структуры населения на вверенном участке работы (на территории, в социальной группе, в трудовом коллективе и др.) |
|||||||||||||||||
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции |
||||||||||||||||||
Опыт развития социальной работы в России и за рубежом |
||||||||||||||||||
Технологии социального обслуживания населения, применяемые в России и за рубежом |
||||||||||||||||||
Основные направления политики социальной защиты населения |
||||||||||||||||||
Основы взаимодействия со средствами массовой информации |
||||||||||||||||||
Сущность и технологии социальной рекламы, ее функции и значение в обществе |
||||||||||||||||||
Методы социальной информатики |
||||||||||||||||||
Социальные и психологические основы работы с информацией |
||||||||||||||||||
Роль социальных институтов в становлении социального государства |
||||||||||||||||||
Концепция социальной сплоченности |
||||||||||||||||||
Основы деятельности общественных объединений, организаций социальной направленности и взаимодействия с ними |
||||||||||||||||||
|
Основы фандрайзинга |
|||||||||||||||||
Экономические основы социальной работы |
||||||||||||||||||
Современные требования к специалистам по социальной работе |
||||||||||||||||||
Основы социальной работы, нормативно-правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и иные локальные акты учреждения |
||||||||||||||||||
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе |
||||||||||||||||||
Другие характеристики |
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности |
|||||||||||||||||
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе |
||||||||||||||||||
профессионального стандарта |
||||||||||||||||||
4.1.Ответственная организация – разработчик |
||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
Ректор Федякина Лидия Васильевна
|
|
|
|||||||||||||||
4.2. Наименования организаций – разработчиков |
||||||||||||||||||
1. |
ГБУ ТЦСО «Новогиреево» города Москвы |
|||||||||||||||||
2. |
ГБУ ТЦСО «Южнопортовый» города Москвы |
|||||||||||||||||
3. |
ГБУ ТЦСО «Чертаново» города Москвы |
|||||||||||||||||
4. |
ГБУ ТЦСО «Мещанский» города Москвы |
|||||||||||||||||
5. |
ГБУ ТЦСО «Ярославский» города Москвы |
|||||||||||||||||
6. |
ГБУ ЦСПСиД «Диалог» города Москвы |
|||||||||||||||||
7. |
ГБУ ТЦСО «Хамовники» города Москвы |
|||||||||||||||||
8. |
ГБУ ТЦСО «Московский» города Москвы |
|||||||||||||||||
9. |
ГБУ СО МО «Пушкинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» город Пушкино Московской области |
|||||||||||||||||
10. |
Институт переподготовки и повышения квалификации Департамента социальной защиты населения города Москвы |
|||||||||||||||||
11. |
Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы |
|||||||||||||||||
[1]Общероссийский классификатор занятий.
[2]Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3]Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
[4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.